АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анализ воспитательно-образовательной работы

ГБОУ города Москвы детский сад компенсирующего вида №795 

за 2012-2013 учебный год

 

Основная цель работы педагогического коллектива ДОУ:

Обеспечение физического, психического здоровья и социального благополучия ребенка в условиях детского сада.

При определении основных задач  работы на 2012 –2013 учебный год педагогический коллектив руководствовался результатами своей работы за 2011-20112учебный год,  основными задачами, определяющими развитие дошкольного образования в городе Москве, сформулированными в государственной программе города Москвы «Столичное образование» и «Основных направлениях развития столичного образования на 2009-2017 г.г.», г. Москвы. В прошлом учебном году решались задачи по активизации работы педагога по формированию у дошкольников потребности здорового образа жизни и формированию познавательных интересов у дошкольников посредством ознакомления их с социальной действительностью. По этим двум направлениям в текущем учебном году работа была продолжена, а также педагогический коллектив решал задачи по речевому развитию детей, художественно - творческих способностей детей, используя интеграцию в образовательном процессе, и проектную деятельность, вовлекая родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Цель:Совершенствование в Учреждении психолого - педагогических условий, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования(в соответствии с ФГТ).

Задачи на 2012-2013 учебный год:

- Обогощать содержание работы по физическому развитию детей     через поиск новых форм взаимодействия с социумом.Заботиться о сохранении здоровья детей, путём внедрения здоровьесберегающих технологий в режим  дня и воспитательно - образовательный процесс.

- Оптимизировать предметно - развивающую среду Учреждения, обеспечивающую развитие игровой деятельности воспитанников, как ведущей для дошкольного возраста.                                      

- Внедрять проектную деятельность, как один из способов вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс..

- Формировать грамматически - правильную речь детей, с опорой на все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

Решение поставленных задач:

- Для решения первой годовой задачи был намечен план по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, воспитателем по физкультуре был составлен план физкультурно-оздоровительной работы на учебный год.. Также для воспитателей были проведены консультации «Содержание психолого-педагогической деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура», «Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности». Проведен педсовет « Поиск новых форм работы по физическому развитию и оздоровлению детей.», на котором обсуждались итоги мониторинга по физическому развитию детей, вопросы внедрения здоровьесберегающих технологий в режим дня, в вовпитательно - образовательный роцесс:на занятиях учителей - логопедов, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре.Специалистами были разработаны планы по внедрению здоровьесберегающих технологий.В сентябре и апреле был проведён мониторинг здоровья детей, который показал положительную динамику.(см. самоанализ).Дети и родители участвовали в спортивном конкурсе «Олимпийское будущее России».

- С целью реализации второй задачи,  в учреждении пересмотрена предметно - игровая среда с учётом ФГТ.и коррекционной направленности дошкольного учреждения.В логопедических кабинетах имеются все необходимые средства для коррекционной работы с детьми индивидуально.. и по подгруппам.Проведённый тематический контроль показал. что в группах оформлены зоны для познавательной деятельности  детей, для художественно - эстетического развития, развития мелкой моторики,для релаксации. Приобретены развивающие игры , пополнились пособиями уголки для укрепления здоровья детей. Во всех группах создана предметно - игровая среда. Имеются средства для конструктивной деятельности детей и различные дидактические игры.

- Для реализации третьей годовой задачи в образовательной деятельности педагоги ипользовали метод проектной деятельности, так. как,он позволяе повысить активность родителей участвовать в непосредственной образовательной деятельности.Такой проект был представлен педагогом - дефектологом «Магия цифр». Педагог, дети и родители работали в течение нескольких месяцев над поставленной проблемой(см.в обр.деят). получили большой интересный, познавательный материал, котрый показали на презентации. Логопед, Татяна Александрована Балахонова поставила проблему эффектиности работы родителей дома по тетрадям, для этого показала цикл занятий, и провела консультации для них. Многие родители были вовлечены в участие  в конкурсах, проводимых в детском саду, в окружных, городских и межрегиональных. Принимали участие в спортивном конкурсе «Олимпийские надежды», были активными участниками праздников в детском саду: «ДЕНЬ МАТЕРИ», «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА», «ОТ ВСЕЙ ДУШИ», «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», «ДО СВИДПНИЯ ДЕТСКИЙ САД».

Для  решении речевой задачи учителя - логопеды проводят два раза в год мониторинг речевого развития детей и намечаю задачи работы с каждым ребёнком.Выделяется группа детей в каждом возрасте, имеющих проблемы в речевом и психическом развитии(на психолого - педагогическом консилиуме),и составляются карты индивидуального маршрута развития этих детей. Результаты работы отслеживаются на заседаниях медико - психолого - педагогическом консилиума в детском саду. Логопеды работают в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре и родителями, для того, чтобы продуктивнее решать поставленные задачи.Педагои дают открытые занятии для родителей. На  НЕДЕЛЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ родители могли непосредственно поучаствовать в педагогическом процессе.Результат выполнения ПРОГРАММЫ по речевому развитию составил 82%.

Результаты воспитательно-образовательной работы по образовательным областям за 2012 13 учебный год

Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Задачи педагогической работы по формированию этих качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

1) Образовательная область «Физическая культура» реализуется как в различных формах организованной образовательной деятельности, так и в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие путем развития физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Физическое воспитание и развитие детей в ДОУ осуществляется с учетом их состояния здоровья, самочувствия и эмоционального состояния. Следует отметить, что большинство дошкольников приходят в ДОУ уже с ослабленным здоровьем.

В связи с этим коллектив детского сада постоянно находится в поиске создания оптимальных условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей. С целью укрепления здоровья и физического развития детей в детском саду была разработана система оздоровительных мероприятий с использованием нетрадиционных методов оздоровления:

- обязательное проведение утренней гимнастики во всех группах ДОУ;

- педагоги систематически проводят закаливающие процедуры (утренний приём детей на улице,  увлажнение воздуха в отапливаемый сезон);

- специалистами детского сада через родительские собрания, наглядную агитацию, индивидуальные консультации, разъяснительные беседы родителям даются рекомендации об одежде детей, о правильном питании, организации режима дня дошкольников, вредных и полезных привычках;

- в коррекционной группе для детей с ЗПР   2-го года обучения используются нетрадиционные методы оздоровления с учётом индивидуальных особенностей детей: игровой массаж).

Особая роль в реализации данной образовательной области отводится организованной образовательной деятельности по физической культуре В результате проводящейся педагогической работы повышается творческая активность детей. Они становятся более ловкими, подвижными, активными. В ходе образовательной деятельности дети овладевают техникой выполнения всех видов жизненно важных движений, приобретают базовые умения и навыки в спортивных играх, учатся ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Кроме этого в учреждении проводятся Дни здоровья, спортивные праздники и досуги, подвижные игры и развлечения, а также утренняя гимнастика и  хождение по ребристым дорожкам после сна.

Воспитатели групп проводят работу по рассматриваемому направлению при организации режимных моментов, организации и проведении игр, чтении произведений художественной литературы, в повседневной жизни. При необходимости с родителями воспитанников проводились консультации по вопросам физического развития детей, учету физиологических особенностей и потребностей дошкольника.

2) Образовательная область «Здоровье» реализуется преимущественно в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и при взаимодействии с родителями воспитанников, реже в различных формах организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей. Педагогическая деятельность направлена на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья посредством бережного отношения педагога к воспитанникам, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья, воспитания у детей культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни.Педагоги проводят занятия:»НАШЕ ТЕЛО»,»НАШИ ГЛАЗА И УШИ» «РАССМАТРИВАЕМ ЛИЦО»и др.Воспитателемсредней группы разработан цикл занятий на тему»ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ЕСТ»

 Два раза в год проводится МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Администрацией детског особое внимание обращается на соблюдение воспитателями и специалистами детского сада режима дня дошкольника (в т.ч. двигательного режима дошкольников, температурного режима и режима проветривания помещений, соблюдение режима прогулок).

3). Образовательная область «Безопасность» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, реже при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания через формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачи знаний о правилах безопасности дорожного движения. Педагогический коллектив включился в акцию: «МОСКВИЧИС РОЖДЕНИЯ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ». Ежемесячно проводились мероприятия с детьми по безопасности  собственной жизнедеятельности детей. Проводилась работа с детьми по формированию экологического сознания безопасной среды.Был  осущесвлён ПРОЕКТ:»БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД», в котором дети предлагали свои идеи создания безопасного города.

4). Образовательная область «Социализация» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений путем развития игровой деятельности детей, приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Большая роль отводится игре – в предметно-развивающую среду каждой группы входят уголки социального развития («семья», «кухня», «магазин», «гараж», «мастерская», «стройка» и т.п.). Был проведён  Педагогический совет по игре:»УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ с/Р ИГЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ», а также конкурс игровых уголков в группах(с учётом ФГТ) .

5). Образовательная область «Труд» реализуется не столько в различных формах организованной образовательной деятельности, сколько в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на формирование у дошкольников положительного отношения к труду посредством развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам, формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли. Отмечено, что многие дети с удовольствием включаются в трудовую деятельность, однако взрослые зачастую пренебрегают помощью ребенка.

6). Образовательная область «Познание» реализуется прежде всего в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие посредством сенсорного развития, развития познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширение кругозора.Педагоги ведут работу развитию интереса к познанию не только у детей, но и у родителей. С этой целью педагогом - дефектологом был проведён ПРОЕКТ : «МАГИЯ ЦИФР», в котором участвовали педагоги, дети, родители. Результат этой работы был показан на презентации.

7). Образовательная область «Коммуникация» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на овладение дошкольниками способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Педагогами - логопедами, воспитателями проводится в начале года обледование детей, после чего намечается работа по формированию правильного звукопроизношения, правильной речи у детей.  Составляется ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА. - На начало года  у нас было детей:

1 -й уровено ОНР -32 ребёнка,

2 -й уровень ОНР -45 детей,

3 -й уровень ОНР -28 детей,

ЗРР - 2 ребёнка.

Из 25 выпускников 20 детей речь НОРМА,

5 детей - речь близкая к НОРМЕ.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» осуществляется в различных формах образовательной деятельности.В режиме дня  во второй половине дня ежедневно отводится время для чтения художественной литературы..Педагоги ведут работу , прививая детям любовь к родному языку на досугах, викторинах, праздниках.Спланирована работа по знакомству детей  с устным народным творчеством.Игры - занятия с деми, праздники с родителями, проводятся в организованной под старинную русскую избу, комнате.Этим решаются задачи нравственно - патриотического воспитания.

9). Образовательная область «Художественное творчество» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников (участие в конкурсах, выставках). Педагогическая деятельность направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности посредством развития продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.Были организованы конкуры:»ПРИЧУДЫ ОСЕНИ, «МУЗЫКА В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ», «НОВОГОДНЯЯ МОЗАИКА» «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ФАНТАЗИИ».В Окружных конкурсах получили звание ЛАУРЕАТА.

10). Образовательная область «Музыка» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников (участие в конкурсах, фестивалях). Педагогическая деятельность направлена на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.В дошкольном учреждении реализуется проект «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ»,сотрудничаем с детской музыкальной школой им.С.А Иванова - Крамского.Был организован совместный концерт. Учитывая интеграцию образовательных областей, на музыкальных занятиях решаются коррекционные задачи: играя, на музыкальных инструментах, дети учатся ритмичности, координации движений.В театрализованной деятельности дети учатся интонационной выразительности речи,развивают пластику движений.В этом году прошла «ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ», на котрой дети узнали много нового о театре, показывали спектакли, мюзикл.

 

Усвоение воспитанниками требований образовательных программ (по образовательным областям)

 

Анализируя работу педагогического коллектива за 2012 -13 учебный год следует ометить, что педагогический коллектив работал творчески, плодотворно. . тринадцать педагогов повысили свой профессиональный уровень . Для решения поставленных задач использовали методы и приёмы. саособствующие повышению качества образования. Привлекали родителей участвовать в воспитательно - образовательном процессе через проектную деятельность.С детьми младешего дошкольного возраста проводились сюжетные занятия, на которых повышался интерес детей, их работоспособность.На экспериментальных занятиях дети активно включались в поисковую деятельность, сами находили решение прблем(Занятия «ВОЗДУХ)», «КАКАЯ ОНА- ВОДА»).Для решения речевых задач использовались различные наглядные пособия,  вспомогательные схемы для составления рассказов,развивающие игры. В новом учебном году необходимо продолжить работу по внедрению здоровье сберегающих технологий,коррекции речевых и психических нарушений,применять более эффективные формы взаимодействия с родителями.